МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА СВ. ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ - Храм св.великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове

МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА СВ. ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ

19 февраля 2022

МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ

«КРАСОТА И ДОБРОТА.

ЧУДО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА»

1

Библия говорит о том, что человек был создан по образу и подобию Божию. А это значит, что стремление к красоте заложено в человеке изначально. Душа человека нуждается в красоте и ищет ее.

В христианском понимании красота неразрывно связана с Богом. Ведь, только Он, в конечном итоге, является источником Истинной Красоты. Вся земная красота есть только образ, отражающий Божественный Первоисточник.

Интересно, что в славянском понимании красота всегда состоит из двух нераздельных элементов: красоты и доброты. Безнравственной, нечистоплотной красоты не бывает. Истинная красота включает в себя чистоту, милосердие, порядочность.

Истинная красота есть духовное преображение человека, в котором прославлен Образ Божий.

В наших небольших очерках мы постараемся рассказать о красоте православного храма, особенностях написания икон, цвете и свете в русской иконописи.

И начнем мы наш рассказ именно с цвета, который используют иконописцы при написании иконы.
 

.   .   .

Очерк первый

«Золото иконы»

Фон классической иконы  — золотой. Золото – это одновременно цвет и свет. Золотой цвет символизирует сияние Божественной славы, в которой пребывают святые. Это – символ Небесного Иерусалима.

Удивительным образом соединение света и прозрачности передает мозаика. Именно о золотом цвете и прозрачности стекла пишет в своем Откровении Иоанн Богослов, описывая Небесный Иерусалим, говоря о том, что улицы этого удивительного города «чистое золото и прозрачное стекло» (Откр. 21:21).

2

мозаика храма св. Софии в Константинополе Христос Пантократор

Золото в христианской символике всегда занимало особое место. Именно золото принесли волхвы родившемуся Спасителю. Преображение человеческой души также сравнивается с золотом, переплавленным и очищенным в горниле.

Золотой фон икон, золотые нимбы святых, золотые одежды Христа – все это является выражением святости, принадлежности к миру вечных ценностей, миру нетленной красоты.

Но золото всегда было очень дорогим материалом.  Поэтому в русской иконе он часто замещался близким по смысловой нагрузке красным цветом или желтым (охра).

Красный цвет при написании икон использовался еще в Византии, но особенно полюбился он иконописцам русского Севера и Новгорода. Красный цвет символизирует огонь Святого Духа, которым Господь крестит избранных Своих (Лк. 12:49;  Мф. 3:11).

3

Свт. Иоанн Златоуст. XV век. Великий Новгород.

Литература:
Языкова И.К. Со-творение образа. Богословие иконы. Издательство ББИ. М. 2019.

Все изображения взяты из открытых источников.

Читайте также
Наверх