МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА СВ. ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ
«КРАСОТА И ДОБРОТА.
ЧУДО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА»
Библия говорит о том, что человек был создан по образу и подобию Божию. А это значит, что стремление к красоте заложено в человеке изначально. Душа человека нуждается в красоте и ищет ее.
В христианском понимании красота неразрывно связана с Богом. Ведь, только Он, в конечном итоге, является источником Истинной Красоты. Вся земная красота есть только образ, отражающий Божественный Первоисточник.
Интересно, что в славянском понимании красота всегда состоит из двух нераздельных элементов: красоты и доброты. Безнравственной, нечистоплотной красоты не бывает. Истинная красота включает в себя чистоту, милосердие, порядочность.
Истинная красота есть духовное преображение человека, в котором прославлен Образ Божий.
В наших небольших очерках мы постараемся рассказать о красоте православного храма, особенностях написания икон, цвете и свете в русской иконописи.
И начнем мы наш рассказ именно с цвета, который используют иконописцы при написании иконы.
. . .
Очерк первый
«Золото иконы»
Фон классической иконы — золотой. Золото – это одновременно цвет и свет. Золотой цвет символизирует сияние Божественной славы, в которой пребывают святые. Это – символ Небесного Иерусалима.
Удивительным образом соединение света и прозрачности передает мозаика. Именно о золотом цвете и прозрачности стекла пишет в своем Откровении Иоанн Богослов, описывая Небесный Иерусалим, говоря о том, что улицы этого удивительного города «чистое золото и прозрачное стекло» (Откр. 21:21).

мозаика храма св. Софии в Константинополе Христос Пантократор
Золото в христианской символике всегда занимало особое место. Именно золото принесли волхвы родившемуся Спасителю. Преображение человеческой души также сравнивается с золотом, переплавленным и очищенным в горниле.
Золотой фон икон, золотые нимбы святых, золотые одежды Христа – все это является выражением святости, принадлежности к миру вечных ценностей, миру нетленной красоты.
Но золото всегда было очень дорогим материалом. Поэтому в русской иконе он часто замещался близким по смысловой нагрузке красным цветом или желтым (охра).
Красный цвет при написании икон использовался еще в Византии, но особенно полюбился он иконописцам русского Севера и Новгорода. Красный цвет символизирует огонь Святого Духа, которым Господь крестит избранных Своих (Лк. 12:49; Мф. 3:11).

Свт. Иоанн Златоуст. XV век. Великий Новгород.
Литература:
Языкова И.К. Со-творение образа. Богословие иконы. Издательство ББИ. М. 2019.
Все изображения взяты из открытых источников.