МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА СВ. ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ
«КРАСОТА И ДОБРОТА.
ЧУДО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА»
Истинная красота есть духовное преображение человека, в котором прославлен Образ Божий.
И.К. Языкова. «Со-творение образа. Богословие иконы»
В наших небольших очерках мы продолжаем рассказывать о красоте православного храма, особенностях написания икон, цвете и свете в русской иконописи.
«БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ»
В прошлом нашем очерке мы рассказывали о золотом цвете, который используется при написании икон. Сегодня мы немного затронем тему белого и черного цветов на иконах.
Белый цвет наиболее близкий к золотому. Он также является цветом и светом одновременно. Белым цветом пишутся на иконах одежды Христа. Например, на иконе «Преображение» белый цвет является иллюстрацией к тексту Св. Писания: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк 9:3).

Преображение Господне
Белым цветом на иконах пишутся одеяния ангелов, а также пробела и движки – знаки сияния нетварного света, например, на ликах или одеждах, на горках и всем окружающем.
Белый цвет, он же свет – есть соединение всех цветов. Он символизирует чистоту, непорочность, причастность к Божественному миру.
Белому цвету противостоит черный, как не имеющий цвета и, прежде всего – света, как поглощающий все цвета. Черный цвет употребляется в иконах редко. Он символизирует ад – максимальную удаленность от Бога как источника света. Адская бездна разверзается под ногами Воскресшего Христа, но Спаситель попирает поломанные врата ада и выводит оттуда Адама и Еву, прародителей, чей грех вверг человечество во власть смерти и греха.

Икона «Воскресение. Сошествие во ад»
В иконах «Распятие» под Голгофским крестом обнажается черная дыра, в которой виден череп Адама.

Икона «Распятие»
В остальных случаях, при написании икон, черный цвет практически не употребляется. Например, контуры фигур, которые на расстоянии кажутся черными, на самом деле обычно пишутся темно-красным или коричневым цветом. В преображенном мире нет места тьме, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»
(1 Ин 1:5)
Литература:
Языкова И.К. Со-творение образа. Богословие иконы. Издательство «ББИ». М. 2019. С.45-46.
Все изображения взяты из открытых источников.