МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА СВ. ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ
«КРАСОТА И ДОБРОТА. ЧУДО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА»
Истинная красота есть духовное преображение человека, в котором прославлен Образ Божий.
И.К. Языкова. «Со-творение образа. Богословие иконы»
В наших небольших очерках мы продолжаем рассказывать о красоте православного храма, особенностях написания икон, цвете и свете в русской иконописи.
ОЧЕРК ТРЕТИЙ
«СИНИЙ И КРАСНЫЙ»
Красный и синий цвета в написании русской православной иконы, как правило, выступают вместе. Красный и синий символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в нашем падшем мире часто бывают разъединены, а в Боге соединяются и взаимодействуют.
Одежды Иисуса Христа пишутся в два цвета: красный (пурпурный или вишневый) хитон и синий гиматий. Именно через эти цвета выражается тайна Боговоплощения и двуединство Его Божественной природы: красный цвет символизирует земную, человеческую природу Спасителя, кровь, жизнь, мученичество, страдание. Одновременно с этим красный цвет – это цвет царской власти.
Синий цвет в одежде Христа – это символ Божественного, Небесного начала. В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек.
Цвета одежд Богоматери те же – красный и синий. Но расположены они в другом порядке: туника (нижнее одеяние) – синего цвета, поверх нее красный (пурпурный или вишневый) мафорий, от греческого слова – накидка, плат.
Земное и небесное в Деве Марии соединены иначе: Она – земная дева, родившая Бога. В сочетании красного и синего цветов в одеждах Богоматери заключена еще одна тайна – соединение материнства и девства.
Иногда, чтобы подчеркнуть особую чистоту и девство Божией Матери, ее целиком изображают в синем одеянии.

Богородица кисти Феофана Грека из Благовещенского собора Московского Кремля
. . .
Красный и синий цвета встречаются и в изображении ангельских чинов: красным цветом пылают образы серафимов («серафим» значит – огненный, пламенный). Синим цветом пишутся херувимы. Как правило, эти ангельские образы присутствуют в иконах Богоматери, Которую воспевает Церковь как «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».
. . .
Красный цвет также встречается и в одеждах мучеников, как символ их мученической жертвы, через которую святые получают нетленный венец Царствия Небесного.

Св. вмц. Параскева Пятница
. . .
Литература:
Языкова И.К. Со-творение образа. Богословие иконы. Издательство «ББИ». М. 2019. С.46-47..
Все изображения взяты из открытых источников.