МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРАМА ВМЦ. ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИИ»
«История – это фонарь в будущее,
который светит нам из прошлого».
В.О. Ключевский
ОЧЕРК ТРЕТИЙ
«БИТВА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»
Миссионерский отдел храма вмц. Параскевы Пятницы продолжает публикацию серии очерков о великих датах в истории нашей страны.
В сентябре мы хотим посвятить наш исторический очерк Куликовской битве, которая состоялась 8 (21) сентября 1380 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, когда русские войска перешли Дон и остановились у устья реки Непрядвы.
Во времена правления святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского (годы правления 1362 по 1389) наступает перелом исторической ситуации в Северо-Восточной Руси.

Святой благоверный князь Дмитрий Донской
После долгих лет страха, крови и вынужденного подчинения татаро-монгольским завоевателям, наступает взлет и укрепление национального самосознания русского народа, благодаря таким выдающимся личностям, как святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, который воспитал целую когорту учеников и единомышленников.
Именно они – ученики преподобного Сергия покрывают Северную Русь «духовной сетью» — основывают новые монастыри, воспитывают монахов и подвижников, проливают свет на измученные страхом души русских людей, дают им надежду и веру.

Святой благоверный князь Александр Невский

Святой преподобный Сергий Радонежский
В русском народе пробуждается стремление к государственному единству, которое воспринимается, как залог освобождения от ненавистного ига. В этой связи укрепляется политическое и экономическое влияние Москвы, что делает возможным серьезное противостояние Орде.
Своеобразным прологом к Куликовской битве послужило сражение на реке Воже, где в 1378 году князь Дмитрий Донской вместе с князем Пронским Даниилом наголову разбили татарский отряд Бегича.
Вот, как об этом событии пишет летопись:
«Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули».
В отместку за это поражение Мамай к осени 1380 года собрал огромное войско и двинулся на Русь.
Как говорит летопись, получив эти тревожные вести, князь Дмитрий Донской сказал:
«Пойдем против окаянного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца Мамая, за правую веру христианскую, за святые церкви и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан».
Как говорит житие преподобного Сергия Радонежского, князь Дмитрий Донской приходил к преподобному за благословением на ратные подвиги.
«Подобает тебе, господин,- наставлял преподобный Сергий Радонежский Дмитрия Донского,- заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Пойди против безбожных, и с Божией помощью победишь, и здрав в свое отечество с великою славою возвратишься».
Вместе с напутствием, по просьбе князя, преподобный Сергий дает ему двух своих монахов, опытных в воинском деле – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Именно поединок Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея положил начало битве на поле Куликовом.

Поединок А. Пересвета с Челубеем
Согласно Преданию, князь Дмитрий Донской получил еще одно, укрепившее его дух, свидетельство правильности избранного им пути. Неподалеку от Москвы, по дороге в Коломну, была «обретена на древе» икона святителя Николая. Князь дал обет по возвращении построить здесь новую обитель. Сейчас это – московский Николо-Угрешский монастырь.

Николо-Угрешский монастырь. Москва
8 (21) сентября в день Праздника Рождества Пресвятой Богородицы русские войска перешли Дон и остановились у устья реки Непрядвы.
Битва на поле Куликовом была страшная. Как пишет летописец:
«Страшно, братья, зреть, и жалостно видеть, и горько взглянуть на человеческое кровопролитие, как морское пространство, а трупов человеческих – как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли».
После победы на поле Куликовом, великий князь Дмитрий Донской возвратился в Москву и почти весь октябрь провел в Троицкой обители, вознося благодарение Богу и поминая погибших.
С тех пор на Руси было установлено совершать в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, особое ежегодное поминовение павших на Куликовом поле воинов.
Литература:
Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. Издательство «Правило веры». М. 2002. С.120-125.
Все изображения взяты из открытых источников.